1. Кошка Мурка и музыкальные игрушки
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка ( мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые отдаст детям, если они узнают их по звучанию.
Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком, постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
2. Солнышко
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1 - ую и 2 - ую строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3 - ей и 4 - ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.
Пояснение. Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю.
3. «Скок-поскок»

|
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. |
Скок, скок - поскок |
продвигаются вперед прыжками |
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел. |
идут мягким пружинным шагом |
Молодиченька,
Невеличенька, |
сужают круг |
/ Сама с вершок, |
присаживаются |
Голова с горшок. |
прикладывают ладони к щекам покачивают головой. |
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка).
Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова «сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
4. «Хлопы-шлёпы» слова народные

|
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки. |
Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз, |
хлопок на слово «хлоп» |
/ Еще \ раз |
удар ладошек по коленям на слово «раз» |
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас |
повтор движений |
А потом скорей, скорей
Шлепай, шлепай веселей. |
ритмичные удары ладошек по коленкам |
Методические рекомендации
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе.
5. «Киска, брысь!» слова народные

|
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте, навык заканчивать движение с окончанием текста. |
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
6. «Тра-та-та» русская народная потешка
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
Методические рекомендации Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та и т.д
7. «Огуречик»
Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
Методические рекомендации
Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка
жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой.
8. «Паровоз»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей.
|
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух! |
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
9. «Солнышко и дождик»
М.Ю.Картушина
Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни. |

|
Ход игры:
Светит солнышко с утра, вращают руками
Значит нам гулять пора. «фонарики»
Хорошо под солнышком бегают врассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке
10. «Кот и мыши» народная игра
М.Ю.Картушина
(на русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде»)

|
Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.
|
Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.
Мыши водят хоровод. дети идут по кругу
На лежанке дремлет кот вокруг кота
-Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот-
вытягивают вперед
Разобьет весь хоровод.
Руки ладонями вверх
Шевельнул ушами кот-
прикладывают ладошки к голове - «уши»
И исчез весь хоровод. убегают на места
Методические рекомендации
Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова скороговоркой. Необходимо, чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.
11. «Аист и лягушата»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата
Скок-поскок, скок-поскок.
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок. |
дет -лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении |
Аист вышел на болото
Погулять, погулять. |
«лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит вокруг |
Прячьтесь живо, лягушата, |
лягушата приседают и не шевелятся |
Чтоб не смог вас отыскать! |
аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся |
Методические рекомендации
На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.
12. «Мячик» 
\ Вот какой, \ вот какой
\ Мячик пестрый, \ озорной.
\ Никогда не \ плачет,
\ По дорожке \ скачет. |
дети сидят на местах и смотрят, как ведущий
под песню ударяет мячом
об пол и ловит его. |
Мяч в руках я подержу. |
держит мяч и ходит перед |
И ребяткам покажу.
Кому дать? Кому дать?
Кто же будет мяч кидать? |
детьми, показывая его малышам |
Мячик Коленьке я дам. |
дает мяч ребенку |
Мячик Коля бросит сам.
|
ребенок кидает мяч обратно ведущему |
Методические рекомендации
Удар мячика приходиться на каждую сильную долю.
Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»
13. «Мишка учится считать»

|
Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.
|
Ход игры:
Мишка по лесу гуляет, |
дети топают ногами, |
В корзину шишки собирает. |
переваливаясь с боку на бок |
Шишка раз, шишка два |
одной рукой собирают |
Положу я их сюда. |
Складывают в ладонь другой |
-А какая это шишка? |
протягивают ладошки вперед |
-Я не знаю, - шепчет мишка. |
пожимают плечами |
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. |
дети загибают пальчики и считают их |
14. «Дождик, лей!»
(русская народная закличка)
Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей. |
Помахивают кистями рук |
На меня и на людей. |
Руки к груди и разводят в стороны |
На людей по ложке,
|
ладошки сложены в «ложки»- углубления |
На меня по крошке, |
руки к груди и пальцы сложены в щепотку |
А на б-а-бу Ягу |
Руками схватиться за голову, покачать головой |
Лей по целому \ ведру.
|
Руки бросить вниз с наклоном туловища |
Игра для развития звуковысотного слуха
"Где мои детки?"
Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Ход игры.
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.
Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:
«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).
Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Дидактическая игра на определение характера музыки
"День рожденья".
Демонстрационный: Мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет- по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Дидактическая игра на развитие диатонического слуха
"Наши песни"
Игровой материал.
Раздаточный: Карточки – картинки, иллюстрирующие содержание знакомых детям песен.
Ход игры.
Детям раздают по одной карточке. На фортепиано звучат мелодии: «Мишка», «Лошадка», «Зайка», «Котик» муз. О.А. Девочкиной. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.
Картотека подвижных игр, рекомендованных программой "От рождения до школы, под ред. Н.Е.Вераксы
|